Главная » 2014 » Ноябрь » 13 » Алексей Лихачев: торгпредства РФ за рубежом сэкономят бизнесу силы и деньги

19:24

Алексей Лихачев: торгпредства РФ за рубежом сэкономят бизнесу силы и деньги


Торговые представительства России за рубежом должны стать "правой рукой" отечественных компаний, которые хотят освоить иностранные рынки. Санкции и охлаждение отношений с Западом добавили работы торгпредствам, ведь российским импортерам нужна помощь в поиске новых поставщиков. О том, как проходит реформа торгпредств и какие услуги они смогут оказывать бизнесу, винтервью РИА Новости рассказал замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачев.

— Алексей Евгеньевич, российские власти около двух лет назад запустили реформу торговых представительств, призванную в первую очередь сориентировать их на поддержку конкретных проектов компаний. Можно ли говорить о том, что преобразования реализуются успешно?

— Главная цель всей реформы торговых представительств — сделать их максимально клиентоориентированными, нацеленными на конкретные результаты по продвижению российских компаний на международные рынки. Мы надеемся, что в скором времени торгпредства станут в первую очередь "сервисными центрами", в которых будет оказываться помощь нашим предпринимателям.

Сейчас идет второй этап реформы торговых представительств. Многое уже сделано, многое еще предстоит. Но у нас уже есть первые результаты. Главное — в деятельность торгпредств введен проектный подход на основе страновых планов действий. Мы внедрили так называемые "паспорта проектов", в которых указано, какая конкретная помощь будет оказана торгпредством: мероприятия, сроки, ответственные за реализацию.

Я могу сказать, что примерно 75% проектов — это продвижение нашего экспорта, 15% — привлечение инвестиций в Россию и 10% — привлечение технологий в Россию.

Общая сумма этих проектов превысила 30 миллиардов долларов (с начала реформы — ред.). Это не значит, что уже 30 миллиардов долларов реализовано, речь идет о проектах в разной степени готовности. Но уже можно сказать о выполнении задачи первого этапа, когда непосредственным участием торгпредств поддерживаются десятки миллиардов российского экспорта и инвестиций.

—  Все ли торгпредства справляются с поставленными задачами?

— Мы внедрили систему оценки деятельности торгпредств. Компании, работающие с торговым представительством, ежемесячно оценивают его деятельность по 10-балльной системе. В основном оценки нас радуют. Средний балл — 8-8,3, но, конечно, есть срывы — и четверки бывают, и все это предмет отдельного разговора. По срыву тех или иных мероприятий и проектов или снижению оценок компаний мы регулярно устраиваем разбор полетов.

Всего проектов у нас в стадии реализации около 380, порядка 40 уже завершено. Причем завершено в большей степени получением результата. Правда, некоторые проекты не увенчались конкретным успехом — компания не была востребована на рынке или сама отказалась от предложенных условий. Но в любом случае торгпредство все равно экономит компании огромные деньги. Ведь услуги компаниям оно оказывает бесплатно.

— Россия уже не первый месяц живет в условиях санкций со стороны Запада. Ставились ли какие-то особые задачи перед торгпредствами?

— Безусловно, этот санкционный год внес свои коррективы в рабочую повестку торгпредств. Я бы выделил два направления. Во-первых, это помощь нашим компаниям в связи с примененными к России санкциями. Понятно, что санкции не распространяются на контракты, которые были заключены до принятия такого решения. Но есть риск, что некоторые непорядочные поставщики за рубежом могут воспользоваться ситуацией, в том числе корректируя свою позицию по уже действующим контрактам.

Поэтому торгпредства оказывают поддержку исполнения обязательств по отношению к нашим бизнесменам, проводят мониторинг ситуации, чтобы санкции не стали поводом несправедливого нарушения прав наших предпринимателей. Такая задача была поставлена самими компаниями, и мы ее реализуем.

Вторая задача — смена рынков поставки. Раньше технологии, продукция и комплектующие поставлялись из одних стран (Европа, США, Канада — ред.), теперь, после введения санкций, перед торгпредствами поставлена задача — поиск поставщиков в других странах, не применяющих санкции или применяющих их в другом разрезе.

В санкционных условиях торгпредства стали важной площадкой для B2B общения. Все больше контрактов и соглашений подписывается на территории торгпредств.

— Но ведь и Россия ввела ответные меры на ограничения со стороны Запада…

— Тут развернута большая работа. Мы получили задачу от правительства сделать все, чтобы заместить выпадающий импорт сельхозпродукции из стран Евросоюза и Америки. Было проведено огромное количество переговоров, организовано много бизнес-миссий. Нашим торговым предприятиям и сетям торгпредства направили более 3 тысяч контактов компаний из других стран, которые готовы поставлять соответствующую продукцию.

В этом направлении уже реализовано около 40 прямых контрактов, более чем на 140 тысяч тонн продукции из Турции, Сербии, Аргентины, Таджикистана, Узбекистана, Белоруссии, Армении, ЮАР, Вьетнама, Киргизии, Казахстана. Находится в стадии подписания еще 68 прямых контрактов на поставку более 250 тысяч тонн плодоовощной, мясной продукции, аквакультуры между нашими сетями и конкретными компаниями, а также региональными сетями Курганской, Курской, Московской, Нижегородской, Новосибирской и других областей.

Мы считаем, что это только начало. Тонкость в том, что рынок пока насыщен старыми поставками да и своими урожаями. Сейчас стоит задача насытить рынок к Новому году и рождественским праздникам — и это серьезные объемы.

— Не планируется ли в связи с этим изменение географии торгпредств?

— Оптимизация географии системы торговых представительств, безусловно, важнейшая составляющая реформы. Сегодня у нас работает 55 торговых представительств. За последнее время были учреждены торгпредства в Никарагуа, Абхазии, Южной Осетии, ЮАР и на Кубе. Менее месяца назад принято решение о возобновлении деятельности торгпредства в Сингапуре.

До 2016 года рассматривается возможность открытия торгпредств еще в Венесуэле, Монголии, Мьянме, ОАЭ, Перу, Сингапуре, Эквадоре, Эфиопии, Бангладеш и Нигерии.

Планируем и запуск работы торговых представителей по совместительству. Это означает, что ответственность одного представительства будет распространяться на две или несколько стран региона. Такая форма работы активно используется в посольской практике МИДа России.

Но эти предложения не связаны с нынешним осложнением внешнеполитической ситуации. Мы рассматривали эти регионы еще в 2012 году, когда писали концепцию реформирования торгпредств. Регионы отобрали по итогам консультаций с бизнесом как представляющие особый интерес для наших предпринимателей с точки зрения экспорта, в первую очередь несырьевого.

—  Какие еще новшества ждут торговые представительства? Что еще предстоит сделать?

— Впереди третий этап реформы торгпредств. Решаем, как эффективнее использовать инструмент частно-государственного партнерства, как лучше привлечь наиболее активные компании. Сейчас рассматриваем три инструмента, которые в дальнейшем приведем в юридическую плоскость.

Во-первых, новое положение о торгпредствах позволяет помещать в торгпредства представителей компаний, в том числе частных. И такое направление мы уже начали отрабатывать с рядом компаний.

Во-вторых, рядом с торгпредствами могут создаваться элементы инфраструктуры, работающие без государственного финансирования. Это могут быть выставочные комплексы, консультативные центры, структуры для организаций бизнес-миссий. По определенным причинам мы не можем оказывать поддержку экспорту только за счет бюджетных средств. Нужны проекты с определенной долей окупаемости.

Третье. Нам бы хотелось, чтоб наряду с торгпредствами — нефинансовыми инструментами поддержки экспортеров — реализовывались и инструменты финансовой поддержки. Надеемся, что вместе с ЭКСАРом и Эксимбанком удастся наладить работу в сфере кредитования и страхования экспорта, в первую очередь на наиболее важных для нас страновых направлениях.

—  А как Минэкономразвития России видит новый формат экономического диалога с Евросоюзом? Возможно ли сближение позиций после охлаждения на фоне кризиса на Украине? Что предстоит еще сделать с учетом переносов сроков имплементации экономической части соглашения Украины с ЕС до конца 2016 года?

— Россия готова к конструктивному диалогу с европейскими и украинскими партнерами. Предлагаем использовать предоставленную отсрочку для формирования новой повестки и перехода к новым переговорам с тем, чтобы не только разрешить имеющиеся разногласия, но и содействовать торгово-экономическому сотрудничеству. Мы не хотим падения оборота товаров и инвестиций ни с Европой, ни с Украиной.

Сейчас ожидаем старта работы нового состава Еврокомиссии. Наша задача — найти конструктивную повестку развития торгово-экономических отношений, исходя в первую очередь из запросов европейского и российского бизнеса. Думаю, что наиболее соответствует запросам наших предпринимателей формат "четырех свобод", позволяющий в обозримой перспективе обеспечить свободу передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на пространстве от Лиссабона до Владивостока.

— Вы отвечаете в Минэкономразвития за внешнеэкономический блок, поэтому нельзя обойти тему ВТО и санкций. На ваш взгляд, есть ли перспективы у оспаривания санкций в ВТО, не принимая в расчет, какая страна подаст иск?

— Россия проводит большую работу по анализу ситуации в отношении санкционной политики западных стран, в первую очередь в аспекте нарушения правил ВТО. А санкции нарушают базовые принципы ВТО. Но в этой организации пока нет прецедента решения этой проблемы. Ведь несколько предпринятых ранее в ВТО попыток опротестовать санкционную политику той или иной страны не завершились результатом главным образом потому, что санкции были отменены и работа арбитров теряла смысл. Это означает, что мы должны серьезно подготовиться к возможному спору.

Просмотров: 503 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0