Главная » 2015 » Октябрь » 12 » БЕЗ ПОМОЩИ ОБЩЕСТВА НЕ ОБОЙТИСЬ

19:20

БЕЗ ПОМОЩИ ОБЩЕСТВА НЕ ОБОЙТИСЬ


Без помощи общества не обойтись

На вопросы корреспондента журнала «Полиция России» отвечает начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Виктор НИЛОВ.

– Виктор Иванович, в последнее время особо активно ведётся законотворческая деятельность в области дорожной безопасности. Какая роль в этом процессе отводится вашему главку?

– Работа в этом направлении действительно идёт масштабная. Наша задача – анализировать поступающие многочисленные инициативы, выдвигаемые в том числе и регионами, и готовить собственные предложения по совершенствованию не только законодательства, но и в целом нормативного обеспечения всей деятельности ведомства в рамках обеспечения безопасности дорожного движения.

Важнейшим стратегическим документом является не так давно разработанный и утверждённый Председателем Правительства Российской Федерации специальный План действий по сокращению смертности населения от дорожно-транспортных происшествий. Помимо прочего этот документ включает 14 проектов федеральных законов, которые должны быть приняты на рубеже 2015–2016 годов, касающихся именно вопросов безопасности дорожного движения. Кроме МВД России основными исполнителями их обозначены, к примеру, Министерство транспорта, Министерство юстиции, Министерство здравоохранения, Министерство образования.

Спектр поднимаемых этим Планом вопросов очень широк: от самого «простого» – организации дорожного движения – до медицинского обеспечения, соблюдения режима труда и отдыха водителей, регламентирования перевозок, воспитания молодого поколения. И во многих из них, на мой взгляд, есть некоторые пробелы, требующие нормативного совершенствования.

На сегодняшний день мы заинтересованы в решении проблем организации дорожного движения, его комфортности и безопасности ничуть не меньше, чем в вопросах пресечения дорожных правонарушений. И здесь нам не обойтись без тесного сотрудничества с иными министерствами и ведомствами Российской Федерации. Отрадно, что и общественные организации, и простые граждане сейчас занимают очень активную позицию в вопросах обсуждения законотворческих процессов, зачастую настойчиво выражают обеспокоенность какими-то неурегулированными, на их взгляд, проблемами, выносят самые разные предложения по совершенствованию тех или иных принимаемых норм. Не прислушиваться к ним мы просто не можем.

– В чём особенности упомянутого вами правительственного Плана?

– Как следует из названия, План предусматривает масштабную работу по снижению смертности на дорогах. Им предлагается широчайший комплекс мероприятий, охватывающий практически все сферы деятельности почти всех органов исполнительной власти в вопросах безопасности дорожного движения.

Условно тематику Плана можно разделить на несколько блоков.

Первый посвящён совершенствованию процессов привлечения гражданского общества ко всестороннему участию в контроле за дорожной деятельностью различных ведомств. К примеру, акцентировано внимание на самом широком информировании граждан о состоянии безопасности на дорогах, на том, чтобы человек мог не только понять, как складывается ситуация на том или ином участке, но и иметь возможность самому сообщать о её изменении.

Второй блок касается перево­зочной деятельности. В частности, это совершенствование её медицинского обеспечения как в рамках повышения качества и оперативности оказания помощи, так и в вопросах, связанных с улучшением системы контроля за состоянием здоровья водителя, за его возможными медицинскими показаниями и противопоказаниями.

Ещё один блок включает вопросы, связанные с агрессивным вождением, с возможностью введения системы правонарушений, включающей механизмы увеличения страховых взносов в случае совершения многократных нарушений правил дорожного движения.

Причём сроки реализации большинства этих положений очень жёсткие – уже в конце этого года предписано подготовить необходимую нормативно-правовую базу.

– Пьянство за рулём – наверное, один из главных бичей дорожной безопасности. Как организована работа по противостоянию этому злу?

– За последние несколько лет законодательство в этой области подверглось достаточно серьёзным изменениям. Причём, я бы не назвал эти изменения только ужесточением: был прежде всего расширен спектр влияния на эту проблему.

К примеру, в упомянутом Плане рассмотрена возможность медицинского сопровождения тех людей, которые по крайней мере дважды были задержаны в нетрезвом состоянии. Такая мера уже достаточно давно применяется в ряде стран, и теперь, благодаря нашим совместным с Минздравом усилиям, будет взята на вооружение и в России. За таким нарушителем, за его состоянием в период лишения права управления транспортным средством установят наблюдение. И если у него выявят некие противопоказания, ему будет невозможно получить водительское удостоверение.

Сейчас идёт разработка электронной системы доступа к медицинским показателям. Это позволит, не раскрывая врачебную тайну, фактически иметь достаточное представление о состоянии здоровья водителя. Ведь мы сегодня при оформлении удостоверений ориентируемся только на медицинскую справку, выданную единожды. Но человек с момента её получения мог иметь различные заболевания, приобрести определённые противопоказания к управлению транспортным средством. И разрабатываемая система, не раскрывая сути этих вновь приобретённых противопоказаний, будет анализировать возможность использования человека в качестве водителя.

На мой взгляд, это достаточно серьёзный шаг. Особенно в ситуации, когда человек замечен, допустим, в употреблении наркотических средств. Ведь не секрет, что сегодня многие пытаются получить справку из наркологического диспансера незаконными методами. А указанная система такого сделать не позволит, потому что будет полный доступ к данной информации.

Безусловно, те меры, которые были приняты в рамках совершенствования уголовного законодательства – об уголовной ответственности за повторный отказ или задержание в нетрезвом состоянии, тоже сыграли свою роль. Но остаются люди, которым, как говорится, закон не писан. Здесь мы в большей степени рассчитываем на помощь общества. И уже находим реальную поддержку: и факты, и опросы показывают, что люди готовы сообщать нам о тех, кто садится за руль в нетрезвом состоянии. Причём часть граждан говорит, что применяет к потенциальному нарушителю методы убеждения: отговаривает человека садиться за руль. Есть люди, которые объединяются в некие группы – к примеру, в ночные автопатрули, в так называемые автодружинники или в интернет-сообщества, обменивающиеся информацией о замеченных нарушителях и по возможности пресекают подобные факты.

На мой взгляд, такие инициативы общественности имеют большую перспективу.

– Подрастающее поколение – самая благодатная почва для воспитания законопослушных участников дорожного движения. Какие мероприятия проводятся сотрудниками Госавтоинспекции среди детей и молодёжи по формированию культуры поведения на дороге?

– Вопрос детской безопасности в течение уже нескольких десятков лет не уходит на второй план. И конечно, за этот период накоплен огромный опыт взаимодействия с совершенно разными организациями, учреждениями. Недавно мы отметили 40-летие движения юных инспекторов движения. Через этот неформальный вид объединения мы пытаемся научить детей, а также и тех, кто находится рядом с ними, правильному «дорожному» поведению.

Кроме того, сегодня идёт работа по совершенствованию преподавания основ Правил дорожного движения во всех образовательных организациях, в том числе и дошкольных. Да, мы прекрасно понимаем, что в рамки насыщенной школьной программы достаточно сложно вставить такие занятия. Потому избрана форма дополнительных, внеклассных занятий, и часы для этого чаще всего находятся.

Ещё один важный момент: всё больше начинают обучать не только теории, но и практике. Ведь у ребят навыки применения полученных знаний с учётом сложного городского движения, массы отвлекающих моментов, неправильного поведения взрослых – очень слабы. Поэтому мы нацелили воздействие на детей дошкольного возраста, начальных классов. К примеру, был разработан комплекс занятий по правилам нахождения детей в автомобиле.

И сегодня самая младшая часть наших школьников – до 12 лет – оказывается законопослушнее своих старших товарищей. Старшеклассники же напротив – начинают пренебрегать не только правилами, но и навыками. Это в какой-то степени юношеское противопоставление себя окружающим, бунтарство, и здесь уже должны работать другие методы. Нужно максимально задействовать всё, что касается схожих юношеских увлечений, – картинга, вело- и мотоспорта. Тогда ребята в рамках любимого дела начнут понимать необходимость правильного поведения на дороге.

В целом нами проводится огромное количество всевозможных мероприятий для детей. И всё чаще региональные представители Госавтоинспекции активно «креативят» при проведении федеральных акций. К примеру, не так давно у нас появилась акция под названием «Шагающий автобус». Мы задумывали это как пешее движение организованных групп детей, проживающих, к примеру, в одном микрорайоне, от дома до школы под руководством одного из родителей, обращающего по ходу движения внимание малышей на встречающиеся опасные или безопасные участки. День ото дня родители меняются, а дети привыкают к безопасному маршруту и правильному поведению на нём. А регионы, включившись в эту акцию, пошли гораздо дальше: они начали прикреплять в качестве водителей к этим «шагающим автобусам»… местных уполномоченных по правам ребёнка или, к примеру, руководителей законодательного собрания, знаменитых людей.

Ещё пример. Несколько лет назад мы совместно с Министерством образования предложили идею организовать в школах так называемый Паспорт дорожной безопасности, куда, в частности, входил бы Маршрут безопасности в школу из дома. В регионах вскоре появились интересные идеи оформления этого «маршрута» и «паспорта»: в одних школах стали размещать огромные информационные щиты, показывающие, как правильно, безопаснее подойти к учебному заведению; другие вклеивали подобные листовки ученикам в дневники, иные разместили баннеры на Интернет-ресурсах школы.

– Повсеместно на российских дорогах устанавливаются различные технические средства контроля дорожного движения. Насколько эффективно их внедрение?

– Эффективность технических средств контроля признана уже всем экспертным сообществом. И задача стоит – не «наработать» с помощью тех же камер какое-то количество нарушений правил дорожного движения. Наша цель – контролировать скорость движения в том месте, где опасно. Мы в норматив по стационарным комплексам включаем чёткие требования: там, где такой комплекс стоит, будут применяться дорожные знаки, дорожная разметка, заранее предупреждающие водителей об опасном участке.

Для противодействия лихачам сейчас внедряется новая технология – так называемое измерение средней скорости автомобиля. Этот комплекс позволит не просто «видеть» скорость конкретного транспортного средства в какой-то точке, а высчитывать среднее значение на определённом опасном участке дороги. Сегодня эта технология запущена после положительных результатов апробирования в нескольких регионах.

Прекрасно понимая, что скорость является основным фактором риска, мы не исключаем и контроль за остановками и стоянками, пересечением стоп-линий, движением на пешеходных переходах, проездом на красный сигнал светофора, выездом на встречную полосу, на полосу для общественного транспорта. И технические средства для этого у нас сегодня есть.

Другими словами, спектр контролирующего, фиксирующего инструментария у нас достаточно широкий.

Но есть и другие средства.

Мы достаточно активно начали пропагандировать (и регионы нас поддержали) массовое применение искусственных неровностей. Особенно актуально их использование в зоне пешеходных переходов и детских образовательных учреждений. Более того, нашу инициативу поддержал Президент и своим отдельным поручением региональным властям дал указания об использовании новых инновационных технологий при оборудовании и контроле пешеходных переходов.

К таким инновационным мероприятиям можно отнести использование мигающих светофоров, знаков с повышенной яркостью, дополнительного освещения, подсветки, установку тросовых разделительных заграждений. Эти и подобные им мероприятия мы в прошлом году включили в государственный стандарт.

Нам вместе с нашими коллегами из Росавтодора за два года совместной работы удалось добиться уменьшения количества мест концентрации аварийности на федеральной дорожной сети. И впервые за много лет на федеральных дорогах наблюдается снижение количества ДТП и погибших…

Просмотров: 497 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0