Объем электронной B2B-торговли между Россией и Китаем по итогам 2023 г. составил $1,54 млрд. По оценкам аналитиков, к 2027 г. он вырастет до $4,59 млрд. Среднегодовой темп роста объема рынка составит 36,5%.
Международная консалтинговая компания Miracle Advisory опубликовала аналитический отчет о динамике и перспективах развития рынка В2В-платформ электронной коммерции между Россией и Китаем. Аналитики компании определили, что по итогам 2023 г. объем рынка электронной В2В-торговли между странами составил $1,54 млрд. К 2027 г., по мнению аналитиков, объем вырастет до $4,59 млрд. Тенденцию к росту эксперты связывают с увеличением объемов электронной коммерции в России, развитием онлайн-платформ. Также аналитики Miracle Advisory отметили, что Китай в данный момент является основным торговым партнером России, товарооборот с которым растет с каждым годом.
"В отличие от B2С-сегмента, объем B2B-рынка e-commerce точно неизвестен, и оценки разнятся, поскольку не все игроки раскрывают выручку от оптовых интернет-продаж. Традиционно публично доступные данные по B2С-сегменту более объемны и прозрачны. При этом КИФА полагает, что эти данные оправданно экстраполировать и на B2B-сегмент с предположением, что у B2B-рынка e-commerce еще больший потенциал роста", - рассказал корреспонденту ComNews основатель российско-китайской B2B-платформы цифровой торговли КИФА, председатель совета директоров ПАО "КИФА" Сунь Тяньшу.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов считает, что прогнозы в исследовании занижены: "Одна только российско-китайская платформа электронной коммерции B2B-сегмента КИФА прогнозирует увеличение оборота до 150 млрд руб. в ближайшие пять лет, что подразумевает двадцатикратный рост объемов торгов с 6,7 млрд руб. в 2023 г. Поэтому, на наш взгляд, прогнозные значения из исследования могут быть сильно занижены. Полагаем, что к 2027 г. рост объемов электронной B2B-торговли между Россией и Китаем может превысить $12 млрд. К концу 2024 г. объемы уже могут превысить $1,8-1,9 млрд".
Директор по стратегии ФГ "Финам" Ярослав Кабаков предполагает к концу 2024 г. еще больший оборот: "С учетом текущих тенденций и анализа рынка, представленных в отчете, прогноз выглядит реалистично. Основываясь на текущей динамике и темпах роста, можно предположить, что объем электронной В2В-торговли между Россией и Китаем может достигнуть примерно $2-2,5 млрд к концу 2024 г.".
Исходя из расчетов Miracle Advisory, объем экспорта товаров из Китая в Россию растет быстрее объема рынка B2B e-commerce в целом, имея среднегодовой темп роста 36,5% в прогнозном периоде до 2027 г.
Сунь Тяньшу объяснил, в чем основные причины роста объема электронной торговли: "В России и Китае активно продвигаются нацпроекты цифровых экономик. Торговля не является исключением. Правительства обеих стран не только поддерживают эти тенденции, но и активно внедряют цифровизацию, а также реализуют соответствующие инициативы государств. Но основными драйверами роста объемов электронной торговли между Россией и Китаем мы считаем всестороннее развитие торгово-экономических связей между двумя странами. B2B-сегмент российско-китайского товарооборота откликается на внутренние запросы потребителей, объемы взаимных поставок постоянно растут. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем по направлению экспорта российских товаров в Китай. Как пример, продукты питания из России пользуются огромным спросом у китайских потребителей, так как считаются экологически чистыми, безопасными, качественными, и их цена более чем конкурентоспособная".
Одним из трендов на рынке электронной коммерции по всему миру становится внедрение в компаниях модели B2E (бизнес для всех). Организации внедряют новую маркетинговую стратегию, в рамках которой B2B-компании все чаще выходят на рынок B2C и наоборот.
"В соответствии с долгосрочной стратегией развития компании мы сосредоточены на развитии B2B-сегмента. Однако мы уже начали внедрять модель В2Е. Например, у нас есть направление работы с маркетплейсами. КИФА помогает китайским производителям выходить на B2C площадки в РФ, предоставляя полное сопровождение - от фото и таможенного оформления до расчета цен, складской обработки и т.д.", - отметил Сунь Тяньшу.
Ярослав Кабаков предположил, с какими еще странами, кроме Китая, может торговать Россия в подобных объемах в рамках электронной В2В-торговли: "Это целый ряд стран. Например, Индия обладает растущей экономикой и значительными торговыми объемами, что делает ее перспективным партнером для России. Турция также активно развивает торговые связи и имеет потенциал для роста в сфере B2B электронной коммерции. Юго-Восточные страны Азии, такие как Вьетнам, Таиланд и Индонезия, демонстрируют быстрый экономический рост и увеличивающиеся объемы электронной торговли".
|