Главная » 2015 Апрель 6 » РУКОВОДИТЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ ДАЛ ИНТЕРВЬЮ КОРРЕСПОНДЕНТУ ГАЗЕТЫ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» |
21:09 РУКОВОДИТЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ ДАЛ ИНТЕРВЬЮ КОРРЕСПОНДЕНТУ ГАЗЕТЫ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» | |
Начальник российской Госавтоинспекции Виктор Нилов рассказал корреспонденту «КП» о замене инспекторов на видеокамеры, новых правилах подготовки в автошколах, продаже «красивых» номеров и борьбе с пьянством за рулем. - Виктор Иванович, на дворе кризис, а цена «автогражданки» вот-вот подскочит почти вдвое. Это необходимо? Многие считают, что сложившаяся система позволяет страховым компаниям наживаться на водителях. - Тарифы выросли не потому, что этого кто-то просто захотел. К этому подтолкнула экономическая ситуация. Я бы не хотел углубляться в детали, это все-таки компетенция других ведомств. Но у этой проблемы есть и другой аспект. В арсенале страховых компаний есть принцип «бонус-малус» - система скидок и надбавок. Она прописана в законе - специально для того, чтобы дисциплинированные водители, содержащие свой автомобиль в исправности, не нарушающие правил и не попадающие в аварии, могли воспользоваться существенной скидкой. А «автохулиганы», у которых нарушение на нарушении и авария за аварией, должны платить в разы больше. У нас этот принцип почему-то не работает, все водители платят примерно одинаково. И мы сейчас пытаемся убедить страховые компании поработать над этим вопросом, применять «бонус-малус» так, чтобы водители чувствовали: аккуратно и безопасно ездить выгодно. - А на работе ГИБДД кризис отразится? Будут ли сокращения личного состава, или удастся сэкономить на чем-то другом? - Вопрос о личном составе будет решаться в МВД, сейчас изучаются все варианты. Надеюсь, если сокращения и будут, то минимальные. Но уже сейчас можно констатировать, что будет сокращаться Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах». У нас уже есть опыт, в 2009-2010 годах тоже пришлось частично секвестировать финансирование такой программы. И мы стараемся сделать так, чтобы все мероприятия, которые дают немедленный положительный результат с точки зрения безопасности на дорогах, не пострадали. Это и пропагандистское воздействия во всех сферах, начиная от детей и заканчивая взрослыми участниками движения. Это и установка, и реконструкция светофоров, строительство барьерных ограждений, дорожная разметка, дополнительные средства регулирования. Сэкономить постараемся за счет тех составляющих программы, что дают отложенный эффект. - Из-за кризиса коррупции на дорогах не станет больше? - Не думаю, что эти вещи связаны. По борьбе с коррупцией у нас реализуется целый комплекс мер, и они дают очень неплохие результаты. ОБОЙДУТСЯ БЕЗ ИНСПЕКТОРА - Как вы относитесь к тому, что Департамент транспорта Москвы перетягивает на себя часть полномочий ГИБДД? Например, в части администрирования парковочного пространства. - Мы парковочным пространством, то есть местами, где стоянка разрешена, никогда не занимались. Московское правительство впервые в России решило навести с парковкой порядок. Одновременно столичные власти выразили готовность принять на себя часть полномочий по контролю соблюдения правил остановки и стоянки. Мы эти полномочия им передали по соглашению между МВД и правительством города. Нам это только в помощь. Ведь нарушение правил остановки и стоянки не часто становится причиной дорожных происшествий. Это, скорее, влияет на условия движения общественного транспорта и пешеходов. Так что у нас появилось больше возможностей заниматься профилактикой более опасных нарушений. - Но ведь инспекторы ГИБДД отвлекаются, обеспечивая работу многочисленных эвакуаторов. - Наши сотрудники в Москве не участвуют в эвакуации транспортных средств, припаркованных в зоне действия запрещающих знаков. Этот процесс вообще обходится без нас. Инспекторы ГИБДД занимаются эвакуацией только в каких-то нетривиальных и сложных случаях. - Всегда ли по-вашему эвакуация авто оправдана? - На этот вопрос трудно ответить. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Если решение об эвакуации автомобиля базируется на нормативах, закрепленных законом, то это, безусловно, оправданно. «ЕКХ» НИГДЕ НЕ КУПИШЬ - Аварии с так называемыми «вип-авто» с номерами серий «АМР» и «ЕКХ» или спецсигналами не редкость. Как, на ваш взгляд, можно изменить ситуацию? - А мне кажется, что как раз редкость… Я каждое утро просматриваю сводку. Если такие машины встречаются в сообщениях о происшествиях, то это какие-то незначительные царапины и вмятины где-нибудь на парковке. Это капля в море общего числа аварий. Проблема скорее в восприятии таких автомобилей участниками движения. Мы, дескать, стоим в пробке, а они едут… Нельзя не заметить, что эта ситуация меняется. Водители вип-авто сейчас сами опасаются «хулиганить». Потому что любой негативный факт сразу получает огласку в интернете, в блогосфере. Это очень эффективный общественный контроль. А мы все сообщения отслеживаем и принимаем меры. - Давно планируется упорядочить выдачу так называемых «красивых» номеров. На каком этапе этот вопрос, номера «АМР» и «ЕКХ» тоже можно будет купить? - Есть проект закона «О регистрации транспортных средств». Он предусматривает проведение аукционов на серии, вызывающие повышенный интерес. Закон уже прошел первое чтение. Надеюсь, что в этом году закон примут, и процесс пойдет. Что касается конкретного порядка проведения аукционов и конкретных номеров, которые будут на них выставляться, то необходимо отметить, что План совершенствования функций по регистрации транспортных средств предполагает принятие соответствующего постановления Правительства Российской Федерации, которое и определит данный порядок. Подготовка постановления поручена Минэкономразвития России. О КУПЛЕННЫХ ПРАВАХ - Система автошкол реформируется… Но что, на ваш взгляд, важнее: жесткие и порой трудновыполнимые требования к автошколам или объективный и тщательный контроль при выдаче прав водителям? - Дело не столько в жесткости требований. Главная задача - добиться, чтобы и автошколы, и сами будущие водители правильно воспринимали процесс обучения. Чтобы люди не просто приходили за корочками, а сознательно старались освоить искусство безопасного вождения, понимая, что от этого зависит их здоровье и жизнь. Много копий было сломано над вопросом, нужны ли автошколам площадки. Да, только на площадке обучить вождению невозможно. Но как без площадки освоить элементарную моторику, позволяющую трогаться, парковаться, совершать простейшие маневры? Сейчас эти споры уже утихают. Вообще, работа с автошколами еще далеко не закончена. Вместе с Министерством образования мы будем повышать качество учебных программ. Готовятся новые требования к преподавателям - и тем, кто будет читать теорию, и инструкторам практического вождения. Им придется периодически проходить переподготовку и подтверждать квалификацию. Экзаменационную систему мы тоже совершенствуем - ужесточаем требования к своим сотрудникам, применяем технические средства для контроля. Но только экзаменом проблему качественной подготовки водителей не решить. - Новые требования к автошколам уже дали результаты? - Говорить об этом пока рано. Многие автошколы только подали заявку на получение допуска. Те, кто его получил, только начали подготовку водителей. Мы решили, что первые итоги будем подводить после первого квартала. - Что греха таить, есть люди, которые вообще в автошколу не заглядывают, а права «покупают»… - Таких случаев стало в разы меньше, чем несколько лет назад. Потому что произошел резкий скачок в плане информационного сопровождения нашей деятельности. Мы активно накапливаем и обрабатываем базы водительских прав, регистрации транспорта, данные по правонарушениям. Сегодня «купить» поддельные права - это значит подвергнуть себя очень серьезной опасности. Это и риск погибнуть на дороге, это и шанс попасться при первой же проверке документов. Так что никому не советую - уголовную ответственность за подделку документов никто не отменял. ПЕШЕХОД НЕ ВСЕГДА ПРАВ - В последнее время инспекторы стали чаще штрафовать пешеходов. Это какой-то новый тренд? - Сотрудникам была сформулирована задача по совершенствованию профилактической работы среди пешеходов. Ведь 30% погибших на дорогах - это пешеходы. Часть из них попадают под колеса по собственной вине, переходя проезжую часть вне зоны пешеходного перехода, выскакивая прямо перед транспортом. Когда наш сотрудник видит грубое нарушение, конечно, он штрафует пешехода. Но смысл не столько в наказании, сколько в убеждении. Ведь условия для пешеходов создаются, в несколько раз увеличилось количество нерегулируемых переходов. - Недавно на одном из мероприятий в столичном ГАИ прозвучало, что количество сбитых пешеходов растет именно на нерегулируемых переходах. - В Москве сложная ситуация. По нормативам нерегулируемый пешеходный переход не может оборудоваться на дороге с многополосным движением. А в Москве такие переходы есть, причем, иногда на трассах с очень интенсивным движением. Город эту проблему понемногу решает - строятся переходы в разных уровнях, ставятся светофоры, в том числе вызывного действия. Но это длительный процесс. С другой стороны многие водители не пропускают пешеходов на «зебре». Часто думают: «Проскочу». Только что в сводке видел: водитель автобуса на переходе несколько пешеходов пропустил, а последнюю бабушку сбил. Хорошо, что ехал только 20 километров в час. Очень часто водители пытаются совершить обгон вблизи переходов и не замечают пешеходов. Год назад мы уже внесли поправки в правила, согласно которым менять рядность движения при подъезде к пешеходному переходу запрещено. Но пока эта норма не очень работает. И одними штрафами эту болезнь не вылечить. Необходима и пропаганда, и создание условий, и меры ответственности с тем, чтобы каждый водитель осознал необходимость двигаться через переход крайне внимательно. Впрочем, первые данные этого года показывают, что ситуация начинает меняться. - Почему бы не организовать у переходов «ловушки» и штрафовать тех, кто не пропускает людей? - Нет, никаких специальных ловушек мы создавать не будем. У нас другой подход. Исходя из анализа аварийности, мы направляем инспектора туда, где он в данную секунду может обеспечить профилактику конкретного нарушения. Если с 8 до 9 утра на каком-то переходе опасная ситуация, то этот час, пока дети идут в школу, инспектор должен находиться там. А потом поедет в другое место, где, например, пробку объезжают по «встречке». Ведь цель не поймать кого-то, а предотвратить нарушение. О рейдах против пьяных водителей мы заранее объявляем, журналистов приглашаем. Потому что надеемся, что, услышав о рейде, кто-то не станет садиться за руль в состоянии опьянения. МУЛЯЖИ БЕЗОПАСНОСТИ - Как свести на минимум пьяное вождение? Были предложения повысить штрафы до стоимости автомобиля, например. - Предложений было много, какие-то уже приняты, другие обсуждаются. В этом году вступает в силу норма, когда за повторный отказ от освидетельствования наступает уголовная ответственность. Это непременно даст положительный эффект. По итогам прошлого года мы отмечаем рост количества ДТП с участием пьяных на 20%. Правда, одна из причин в том, что мы ввели в практику, когда все участники ДТП проходят освидетельствование. Это сделало показатели более объективными. Но масштаб явления все равно слишком велик. И я уверен, даже самое жесткое наказание не подействует, пока все общество не восстанет против пьяных за рулем. Такие люди должны стать изгоями, из-за них рискуют все - наши дети, родные и близкие. Мы потихоньку движемся по этому пути. Все больше случаев, когда люди сами сообщают нам о том, что пьяный пытается сесть за руль. - На дорогах становится все больше видеокамер. Неужели когда-нибудь они будут повсюду и заменят полицейских? - Нет, повального развития средств видеофиксации мы не планируем. Зарубежный опыт говорит о том, что в какой-то момент наступит насыщение. Где-то идет всплеск каких-то нарушений, ставишь туда камеру - и количество нарушений снижается. Здесь ведь тоже задача не в том, чтобы поймать. Знаки, предупреждающие о видеофиксации, для того и ставятся, чтобы водитель увидел и снизил скорость. Скажу вам по секрету, в некоторых регионах мы уже применяем муляжи, а не настоящие камеры. Для снижения аварийности и этого бывает достаточно. Последние опросы показывают: более 50% считают, что движение с появлением камер стало безопаснее. А значит, главная задача достигнута. - Статистика показывает эффект от видеокамер? - Конечно. Там, где установлены средства видеофиксации или муляжи, количество погибших снижается в несколько раз. А ДТП становится меньше в среднем на 30-50%. "Комсомольская правда" | |
|