Тридцать лет назад, осенью 1992 года, на вооружение был принят танк Т-90. Машины этой серии завоевали мировой рынок – в первое десятилетие 2000-х годов они стали самыми продаваемыми танками в мире. За прошедшие годы «девяностый» неоднократно модернизировался. В самой современной версии Т-90М «Прорыв-3», поступающей сегодня в войска, конструкторы Уралвагонзавода внедрили ряд принципиальных новшеств как в плане защиты и вооружения, так и в плане комфорта экипажа, фактически создав новый танк.
Свой путь российского танка
Создатель Т-90 Владимир Поткин знал танковую технику со всех сторон – выпускник Ташкентского танкового училища и Военной академии бронетанковых войск, он лично семь лет командовал танковым взводом. На Уралвагонзаводе за 16 лет работы Поткин дослужился до главного конструктора и начальника Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения. К разработке нового основного танка, шедшего на смену машинам предыдущего поколения, в КБ приступили в 1986 году.
Т-90 создавался с учетом опыта разработки и совершенствования танков Т-72, а также изучения военных конфликтов последних лет. В качестве основного конкурента рассматривался американский М1 «Абрамс» − один из самых тяжелых танков современности с мощной броней. Уральцы пошли другим путем.
Впервые в мире на танк был установлен комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1», обеспечивающий срыв наведения управляемых ракет и создающий помехи для лазерных дальномеров противника. Автоматизированный комплекс управления огнем 1А45Т «Иртыш» и прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С позволяли вести огонь из пушки и пулеметов с места и в движении в любое время суток. Поражение управляемыми ракетами боевых бронированных машин, в том числе танков, осуществлялось с помощью разработанного в тульском КБ приборостроения комплекса управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс». Благодаря ему дальность стрельбы танка возросла до 5 км.
Выход – в экспорте
В начале 1990-х годов, когда машина была практически готова к серийному выпуску, распался Советский Союз, а вместе с ним и все сложнейшие взаимосвязи оборонной промышленности. Довести до ума проект Т-90 удалось во многом благодаря талантам главного конструктора. Именно Поткин позже спас не только новый танк, но и весь Уралвагонзавод, обеспечив его работой на много лет вперед.
5 октября 1992 года Т-90 был принят на вооружение. Из-за резкого сокращения финансирования гособоронзаказа объем производства новой машины был небольшим. Несмотря на высокие оценки отечественных специалистов, в том числе военных, к концу 1990-х годов Министерство обороны прекращает закупки танка.
На этом история Т-90 могла бы и закончиться, но на кону стояло очень многое – работа и существование КБ и прославленного Уралвагонзавода, градообразующего предприятия Нижнего Тагила. Началась деятельность по экспортному продвижению нового танка в версии Т-90С.
Индийский транзит
Основной интерес к машине проявили военные Индии, где велись поиски основного танка для армии. Индийцы выставили требование по замене двигателя на более мощный, который был разработан в кратчайшие сроки. Было подготовлено три машины, которые в 1999 году отправились в Индию на испытания. Напряженная работа тех дней сказалась на главном конструкторе – Владимир Поткин скоропостижно умирает на рабочем месте. В день похорон танкостроителя Т-90 улетели на индийский полигон.
Т-90 проезжает через Раджпатх во время парада в честь 65-го Дня Республики, Индия, Нью-Дели
История не знала подобных танковых испытаний, которым подвергались в течение двух месяцев российские танки в Индии. Т-90 преодолевали бездорожье пустыни в условиях сильной запыленности и при жаре до 53 °С. Поломки устранялись российскими специалистами на месте. «Девяностые» выдержали все проверки, результатом чего стал рекордный договор на 1 млрд долларов.
По воспоминаниям генерального директора УВЗ Александра Потапова, индийский контракт не только вдохнул новую жизнь в УВЗ, но и дал мощный импульс всей танкостроительной отрасли. Благодаря российским поставкам вооруженные силы Индии значительно обновили свой бронетанковый парк, создав современные бронетанковые войска. Генерал Д. Сингх считал Т-90С вторым после ядерного оружия фактором сдерживания, а локализованную версию танка индийцы назвали «Бишма», что значит «грозный», в честь героя индийского эпоса.
«Прорывное» решение
За индийским последовали и другие международные контракты на российский танк. В 2000-е годы Т-90 стал самым коммерчески успешным танком в мире. Кроме Индии, которая оставалась самым крупным импортером, танк поступил на вооружение в Азербайджан, Алжир, Туркмению, Уганду, Вьетнам, Ирак и другие страны. Заказчиков привлекали и продолжают привлекать исключительная надежность, безотказность, ремонтопригодность и долговечность машины при оптимальном соотношении цены и качества.
Мировой успех Т-90, можно сказать, возродил интерес к проекту и у российских военных – именно экспортная версия стала основой для нового гособоронзаказа. Танк в модификации Т-90А был принят на вооружение в 2005 году. Владимир Поткин и его коллеги заложили в свое детище большой модернизационный потенциал. «Девяностый» стал основой для множества модификаций и платформой для создания боевых и обеспечивающих машин, таких как артиллерийский комплекс «Коалиция-СВ», РСЗО «Солнцепек», БМПТ «Терминатор» и других.
В 2020 году в войска начал поступать танк Т-90М «Прорыв-3», который эксперты считают новой машиной: на нем была заменена башня, внедрен комплекс всеракурсной защиты от современных противотанковых средств поражения, значительно повышены поисково-наблюдательные возможности командира на месте, в движении, днем и ночью, установлен более мощный двигатель. Значительно повышена пожаро- и взрывобезопасность топливных баков и боекомплекта, а также живучесть экипажа за счет оптимизации размещения боекомплекта, в том числе благодаря выносу части боекомплекта из боевого отделения в бронированный отсек, установленный в кормовой части башни.
Такие новшества, как модернизированная пушка, высокоавтоматизированная цифровая система управления огнем, комплекс управляемого вооружения, автомат сопровождения цели, реализация режима «охотник-стрелок», оптимизированное отражение средств информации на рабочих местах членов экипажа, системы кондиционирования и наружного видеонаблюдения, современные средства связи, а также возможность подключения к системам централизованного управления боевыми действиями, максимально приближают Т-90М «Прорыв-3» к танкам последнего поколения типа Т-14 «Армата».
|